15 декабря, 2021

Как не стать жертвой мошенников в сфере информационных технологий

Сложившаяся на сегодняшний момент ситуация с состоянием киберпреступности как в городе Норильске, в целом по Красноярскому краю, так и по всей стране заставляет «бить во все колокола».

Мошенники широко используют приемы психологических манипуляций, в том числе часто следующие уловки:

- предлагают совершить какую-либо сделку на условиях, которые значительно выгоднее обычных;

- заставляют жертву совершать какие-либо действия в спешке, мотивируя это различным образом.

При «работе с жертвой» мошенники, как правило, стремятся:

- напугать, сообщить, что со счета снимаются деньги, либо оформили кредит и т.д. и тут же уверить, что есть спасение;

- говорить быстро, не давая человеку вставить слово, подумать;

- уверенно и четко давать команды, поддерживая ритм, напор, уверенность, стремление человека «спасти» деньги. Мошенники обязательно используют цейтнот, шок, когда жертву ставят в ситуацию аврала, срочности принятия решения, многозадачности.

Ряд основных схем мошенничества:

 

1. Звонок службы безопасности банка

Злоумышленники сообщают по телефону собственнику банковской карты о том, что якобы в настоящий момент происходит списание денежных средств, либо на него оформлен кредит, и как ни странно, именно, недобросовестным сотрудником банка. Нужно срочно принять меры, чтобы остановить списание либо разоблачить мошенника.

В ходе разговора с так называемым «представителем службы безопасности банка» мошенники, используя различные психологические уловки, входят в доверие к гражданам и выведывают информацию обо всех счетах во всех банках, данные о банковских картах и секретные коды CVV, а также коды из СМС сообщений.

Или же, мошенники рекомендуют срочно снять со своих карт все сбережения, с целью сохранности от мошенников и перевести их на безопасный (виртуальный) счет, открытый, якобы на имя потерпевшего в приложениях «Яндекс-Деньги», «Киви-Кошелек» и т.д.  Либо говорят, что необходимо установить антивирусное программное обеспечение.

Особую тревогу здесь вызывает тот факт, что мошенники уже придумали новый ход: они говорят: «Мы работники банка, нам вы не должны сообщать коды, поэтому мы вас сейчас переведем на робота и там вы заблокируете свою карту». Так, вот, робот – это тоже обман.

Кроме того, практически у каждого обладателя банковской карты имеется возможность получить бонусы, баллы, кэшбэки и т.п. И тут мошенники не дремлют. В своих звонках сообщают о якобы возможном дополнительном начислении бонусов, или об их начислении, либо предлогом перевода указанных бонусов в денежные эквиваленты,  мошенники просят осуществить ряд манипуляций и получают доступ к картам, с которых впоследствии списывают все средства.

 

2.  «Медицинское мошенничество»

(в счет компенсации за ранее приобретенные БАДы)

«Молодильное яблоко», «эликсир от старения, вечной жизни и т.п.», «Накачать пресс за 10 дней» или «Бросить курить за 3 дня» — крайне широко распространенный способ мошенничества. Как правило, мошенники рекламируют продукт от лица звёзд. Тексты, как правило, эмоциональны и автор статьи буквально заставляет посетителя приобрести продукт, БАД либо диск с методиками. Комментарии поддельные и у гостей нет возможности комментировать. Если попытаться выйти, то появится сообщение о скидках или подарках, которые ждут посетителя.  Это первая ступень мошенничества. Вторая- компенсация за ранее «навязанный мошенниками продукт».

 

3. Самостоятельные переводы в счет покупки товаров и услуг (заказ запчастей, авиабилетов, аренда квартир, приобретение недвижимого имущества за границей и т.д.) посредством Интернета

Один из популярных способов мошенничеств, основанных на доверии связан с размещением объявлений о продаже товаров на электронных досках объявлений и интернет-аукционах. Как правило, мошенники привлекают своих жертв заниженными ценами и выгодными предложениями и требуют перечисления предоплаты путём перевода денежных средств на электронный кошелёк (сайты Avito, Юла и др.).

 

Правила безопасности при заказе товаров через интернет.

·             Убедитесь, что вы имеете дело с нужным Вам сайтом.

Если при переходе по ссылке вас просят ввести телефон для получения доступа к сайту, не делайте это. Со счета снимут деньги.

·             Остерегайтесь слишком выгодных предложений.

Если цена показалась вам чересчур низкой, прислушайтесь к интуиции - возможно, перед вами подделка или некачественный товар.

·             Выбирайте товары, которые можно купить недалеко от дома.

Если продавец требует предоплату и говорит, что товар находится в другой стране или городе, лучше найти того, кто готов встретиться с вами лично.

·             Не сообщайте номер паспорта, банковской карты и другие персональные данные.

Если вас пытаются переубедить  - это первый признак того, что вы имеете дело с недобросовестными покупателями и продавцами.

·             Встречайтесь с продавцом лично и в безопасном месте.

Этот способ сводит к минимуму риск быть обманутым, вы самостоятельно сможете проверить качество товара.

·             Внимательно проверяйте купюры при ярком свете.

Исключите возможность передачи вам фальшивых денег за товар.

·             Пересылка товара по почте с предоплатой.

  Продавец отказывается встречаться лично и готов продать вам товар только посредством пересылки его по почте при условии полной или частичной предоплаты. Часто после предоплаты вам не удастся вернуть деньги. Мы рекомендуем постараться найти аналогичный товар в непосредственной близости, или воспользоваться услугами уже проверенного продавца или магазина.

·             Получение работы при условии обязательной предоплаты или оказание услуг перед оплатой (купить коньяк, положить денег на телефон).

После собеседования вас просят внести небольшую сумму денег «за заключение договора», «информационные услуги», «медкнижку», «офисный пропуск» или «обучающие материалы для работы на дому». Ни одна уважающая себя организация не будет заранее брать деньги у своего будущего сотрудника. Мы рекомендуем попытаться найти работу в другом месте.

Перед оказанием услуг: вызов такси, доставка еды, установка окон и др., Вас просят по дороге заехать в магазин и купить коньяк конфеты или др. для «проверяющих», «богатых гостей», а затем просят пополнить номера телефонов или карт. Не в коем случае не делайте этого, вы имеете дело с мошенниками.

·              Передача личных данных.

Продавец (или покупатель) по тем или иным причинам пытается выяснить у вас личные данные — номер и код банковской карты, расчетного счета и т.п. Разглашение такой информации ставит под угрозу вашу финансовую и личную безопасность. Мы рекомендуем держать свои личные данные при себе, и не вступать в такие схемы расчета, действие которых вы не понимаете до конца.

 

4. «Социальные сети» (взлом страницы)

Размещая детальные сведения о себе в социальных сетях, пользователи доверяют их тысячам людей, далеко не все из которых заслуживают доверия. Кроме того, мошенники, путём взлома странички в социальных сетях, либо создания «зеркальной» странички, обращаются как бы от лица «друзей» - родственников и знакомых с просьбой помочь денежными средствами одолжить в долг, на лечение болезни и т.д. вплоть до организации проведения похорон близких, в результате чего жители нашего города, не перепроверив данную информацию и не перезвонив этому лицу, лишаются своих честно заработанных денежных средств. 

Всегда нужно лично созваниваться с родственником или знакомым и выяснить все обстоятельства, не доверяя письменным сообщениям в социальных сетях, особенно, если это касается денег.

 

5. «Игра на «бирже»

Для того, чтобы не потерять свои деньги при выборе брокерской компании необходимо обращать внимание на следующие признаки, которые характеризуют компанию-мошенника: обещание высоких процентов, отсутствие регистрации, обещание стабильной прибыли новичкам- трейдерам.

Перед тем, как доверить свой капитал, внимательно изучите не только интернет-ресурсы, но и официальную информацию о брокере и его регламент.

Важно! Помните, что инвестирование, предлагаемое на условиях брокерской компании, всегда является высоко рискованным даже при наличии безупречной репутации брокерской компании.

 

6. Одобрение кредита

На сайтах Интернета пестрят многочисленные объявления о срочной выдаче кредита без проверки кредитной истории и т.д. Жители нашего города верят подобным объявлениям и переходят по ссылкам, в результате поступает телефонный звонок или сообщение на электронную почту с информацией об одобрении кредита, но для его получения, к примеру, необходимо внести первый процентный взнос.  

 

7. Мошенник представляется родственником и сообщает о «проблемах»

Мошенник, используя мобильный телефон, осуществляя перебор номеров по возрастанию или убывания последней цифры, звонит на телефон (стационарный или мобильный), представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает о том, что задержан сотрудниками полиции за совершение того или иного преступления или правонарушения (как правило, ДТП, незаконном хранении оружия или наркотиков, нанесении тяжких телесных повреждений). Сообщает, что есть возможность «решить вопрос». Деньги необходимо будет передать конкретному человеку, который приедет за ними или перевести на счет (абонентский номер).

Норильчане, ПОМНИТЕ, что ни при каких обстоятельствах не сьтоит сообщать собеседникам номера банковских карт, СМС и CVV-коды, коды из смс-уведомлений! Если у вас спрашивают эти данные – вас обманывают!

Службы безопасности банковских организаций, техническая поддержка НИКОГДА сами не звонят клиентам!

При поступлении незнакомого звонка (особое внимание на начальный код +7 495.., +7 499...,) не поднимайте трубку, а если подняли, сразу её кладите. Помните, мошенники всегда пытаются разговорить собеседника, используя различные психологические методы и уловки, входят в доверие и получают всю информацию о счетах, банковских картах.

Не разговаривайте с мошенниками, все манипуляции с картами всегда производятся только при личном обращении в банк.

Знайте, что в ходе разговора с вами, мошенники записывают ваш голос для использования к доступу ваших банковских счетов.

2008-2023 (с)
Официальный сайт города Норильска.
Все права защищены.

Адрес: 663300, Красноярский край, г. Норильск, Ленинский проспект, 24а. Тел. +7 (3919) 43-71-20. Факс: +7 (3919) 43-71-21

 

Если вы нашли ошибку или неточность на сайте, сообщите об этом на электронный адрес:

 

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна